александр гринберг фотографии

Уникальные кадры задержания александра гринберга.

27 сен 2017. Фото, видео: twitter/rtvmarbella. Гринберг, а также еще один из задержанных арнольд тамм подозреваются испанской полицией в.

александр гринберг фотографии

Фото "модель: наталья гринберг", 1920-е история россии в.

В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных. Эротические снимки александра гринберга» с этой фотографией.

александр гринберг фотографии

Александр гринберг. Искусство движения, эксперимент. 1928.

Александр гринберг. Искусство движения, эксперимент. 1928. Современная печать. Собрание московского дома фотографии.

александр гринберг фотографии

Александр гринберг избранное. 1920-1950-е.

История русской фотографии, как и вся история русской культуры, на протяжении xx века была подвержена трагическим катаклизмам. Искусство.

александр гринберг фотографии

Русские фотографы. Александр гринберг. Alexander grinberg.

15 авг 2016. Классик русского пикториализма, александр гринберг родился в 1885 году в москве, окончил физико-математический факультет.

Александр гринберг фотографии

Существует поверье, что профессия фотографа способствует долголетию — фотограф как будто окунается в поток жизни и, выхватывая и присваивая ее мгновения, подпитывается из него.

александр гринберг фотографии

В подтверждение этой теории обычно приводят имена эдварда стейхена (1879–1973), анри картье-брессона (1908–2004) или ирвина пенна (1917–2009). В этот ряд смело можно добавить и полнокровную, насыщенную событиями, творческими взлетами и трагическими стечениями обстоятельств судьбу александра даниловича гринберга (1885–1979). Он проходит путь, во многом типичный для мастеров фотографии его поколения: получив отменное образование в сфере точных наук ( физико-математический факультет московского университета), он очень рано обнаруживает склонности к фотографии и стремление постичь не только техническую ее часть, но и художественную (изучает историю искусства и посещает уроки рисования в строгановском училище). Решающим шагом в формировании гринберга как фотографа-художника (как тогда сами себя называли многие) было вступление в члены русского фотографического общества (рфо) в 1907 году. Впоследствии он становится активным участником общества и сближается с его наиболее активной и прогрессивно для того времени настроенной частью — группой, ориентировавшейся на европейский и американский пикториализм (сергей лобовиков, николай петров, анатолий трапани, сергей саврасов, александр иванов-терентьев, николай мурзин, борис пашкевич и другие). Александр гринберг среди преподавателей и учащихся фото-кинематографического отдела всероссийского народного комиссариата по просвещению (гринберг — третий справа). Из собрания семьи фотографа что такое пикториализм. Пикториализм (от англ. Pictorial — «живописный») — первое чисто фотографическое фото парня и девушки вместе направление, ставшее вехой на пути признания фотографии искусством.

александр гринберг фотографии

Оно зарождается в англии и в 1890-е годы становится интернациональным течением, широко распространенным в европе и северной америке, а впоследствии и в латинской америке, австралии и японии. Фотографы-пикториалисты, ориентируясь на современную им живопись и графику, стремились приблизить к ним свои работы (так что иногда непрофессионалу бывает очень трудно отличить фотографический отпечаток от произведения графики), тем самым доказав, что с помощью фотографического медиума можно создавать поистине высокохудожественные произведения. Они выбирали сюжеты и мотивы, созвучные символизму и модерну: переходные состояния природы; мимолетные эмоциональные проявления в портрете; живописные аллегории и этюды обнаженной натуры; натюрморты, отсылающие к голландской живописи золотого века. Создавали в своих произведениях мистическую, неоднозначную, загадочную, трудно уловимую атмосферу. Предпочитали сложные, нарочито асимметричные, подвижные композиции, доходящие иногда практически до орнаментальности. Пикториалисты зачастую использовали старую фотографическую технику с мягким, пластичным оптическим рисунком (также использовали монокль или снимали вовсе без объектива), а чтобы убрать излишнюю резкость, могли снимать сквозь матовое стекло или полупрозрачную ткань. И наконец, пожалуй, одним из важнейших слагаемых идеологии пикториализма было отношение к отпечатку (точнее, взаимоотношение между негативом и позитивным отпечатком). Негатив считался лишь основой, базой, начиная с которой фотограф-художник и выстраивал всю последующую драматургию своего произведения. Активно использовались кадрирование и ретушь, но основными способами «преображения» негатива являлись сложные «благородные» способы печати: бромомасляный (бромойль), гумбихроматный (гуммидрук), озобром и другие.

александр гринберг фотографии

Каждый отпечаток, таким образом, становился уникальным драгоценным произведением, которое помещалось в художественный контекст: участвовало в конкурсах, воспроизводилось в технике фотогравюры и обсуждалось на страницах фотографической периодики, выставлялось в галереях, покупалось коллекционерами. Портрет ольги третьяковой. Фот. Александр гринберг. 1928. Из собрания семьи фотографа александр данилович гринберг поначалу становится последовательным апологетом европейского пикториализма. Он в совершенстве овладевает техниками позитивной печати и ведет занятия по ним в русском фотографическом обществе. Так он сам отзывается о достоинствах этих техник, в частности, излюбленного им бромойля: «способ печати масляными красками (типографскими, литографскими) дает простор художественному вкусу. Он позволяет неограниченно усиливать или ослаблять рисунок, совершенно свободно менять его в зависимости от авторского замысла».

александр гринберг фотографии

Закономерно, что именно его в 1912 году назначают заведующим павильоном для съемок и лабораторией рфо, а также инструктором, в обязанности которого входило, по словам самого гринберга, «консультироват

александр гринберг фотографии

ь членов общества при выполнении тех или иных работ, следить за новинками техники, поддерживать сохранность аппаратуры и приборов». ...Тогда же к нему приходит первое признание — в 1909 году он получает золотую медаль на международной фотографической выставке в дрездене, его работы также отмечаются на многочисленных конкурсах и выставках по всей российской империи. Гринберг и кино. Роман александра гринберга с кино начинается в 1914 году, когда его приглашают организовать отдел фотокинорекламы на кинофабрике александра ханжонкова в москве. Там он, по собственным воспоминаниям, оборудовал лабораторию, оснастил ее специальными печатными аппаратами «кодак» и наладил массовый выпуск фотографий, делал дубли некоторых фильмов, сам выставляя освещение и выбирая ракурсы. И, по-видимому, там же впервые он пробует себя в операторском деле. Занятия кино и фотографией прерываются первой мировой войной, основную часть которой гринберг терьеры все породы фото щенков проводит в немецком плену. Вернувшись, с 1918 года работает в качестве кинооператора на фабриках харитонова, ермолаева, «биофильм»; в 1919 году работает в одессе в политотделе киносекции 41-й дивизии красной армии и на других киностудиях, где снимает несколько не сохранившихся до наших дней агитфильмов («паразит», «четыре месяца у деникина» — оба 1919 года) и сотрудничает с режиссером петром чардыниным («красный касьян», «на заре», «рассказ о семи повешенных» — все 1920 года). Гринберг объясняет конструкцию киноаппарата. 1920-е – первая половина 1930-х. Вырезка из газеты. Из собрания семьи фотографа именно к этому времени относится целый ряд портретов пока еще неопознанных актрис, в основном известных по негативам из архива союза фотохудожников россии.

александр гринберг фотографии

Эти эфемерные образы актрис немых фильмов принадлежат скорее предшествующей эпохе серебряного века, чем периоду гражданской войны. Изнеженные, томные роковые красавицы представлены в изысканных нарядах, с дорогими украшениями и продуманными прическами и напоминают героинь полотен художников объединения «мир искусства» с их идиллическим настроем и тягучей, застывшей атмосферой ностальгических воспоминаний. Декоративные фоны, роскошные аксессуары, нюансированные композиции, изломанные позы и жесты заставляют вспомнить о стиле модерн, распространенном в начале xx века до первой мировой войны. А характерные типажи и нарочитый грим не оставляют сомнений, что перед нами образы героинь немого кино. Главным воплощением образа роковой красавицы в русском кинематографе 1910-х годов, без сомнения, была вера холодная. Ее фотографии работы гринберга нам неизвестны. Можно вспомнить портрет, выполненный в начале 1910-х годов в технике бромойля николаем свищовым-паолой (соратником александра даниловича по рфо и увлечению пикториализмом). Тип портрета можно охарактеризовать как «головка»: точеный профиль, подведенные темным глаза, минимум деталей — лишь нитки жемчуга украшают волосы и тонкую шею. Однако, по воспоминаниям гринберга, пересказанным режиссером вячеславом степановичем ребровым в своих мемуарах, мы знаем, что александр данилович был все же знаком с «первой русской кинозвездой», но, к сожалению, в трагическом контексте: «я снимал ее похороны. А дело было так. Я состоял, как оператор, в товариществе кинодеятелей, это было в одессе. Там организовывался бал в честь добровольческой армии в каком-то, я уже забыл, шикарном зале на дерибасовской, кажется.

александр гринберг фотографии

И меня пригласили на этот бал и верочку туда пригласили тоже. Чтобы она продавала в украшенном цветами киоске шампанское. Бокал за червонец, но золотой, между прочим. Таким вот образом собирались средства на какие-то дела, не знаю, какие уж там дела. С ней был и ее муж — рунич, актер… после бала, продолжал тихо повествовать старичок, рунич повез жену домой, а по дороге, как водится, лошадь вдруг упала, и извозчик отказался везти их дальше. Было очень поздно, темно, рунич понес верочку на руках до самого дома. Одета она была не очень тепло, а было сыро и холодно, зима в одессе — противное время. Вот верочка и застыла… а тут еще эта напасть… накануне у бедняжки был выкидыш, ну и все эти неприятности, связанные с таким конфузом. Если бы не этот бал добровольческой армии, лежала бы она в постели, как полагается в таких случаях. Убралась верочка за три дня. Вот и снимал я ее похороны… какая красивая была женщина…». Расцвет творчества александра гринберга приходится на вторую половину 1920-х.

александр гринберг фотографии

Красавец, эстет, любимец богемы и женщин, он проявляет себя и как оператор, и в области художественной фотографии.

александр гринберг фотографии

Переехав в москву, в 1922–1930 годы занимает пост заведующего кафедрой кинотехники и киносъемки в государственном техникуме кинофикации (гтк, будущий вгик). Ведет ряд предметов по технике кино («киноаппаратура» и «киносъемка»), составляет программы курсов и занимается организацией практических занятий. Одновременно с этим, в 1925–1928 годы, в свободное от преподавания летнее время работал кинооператором первой фабрики госкино (совкино), где снял ряд кинокартин, последняя из которых — комедия алексея попова «два друга, модель и подруга» (также известная как «канитель с машинкой» или «необычайные приключения ахова и махова», 1927). Вдохновленная фильмом «наше гостеприимство» с бастером китоном в главной роли, картина весело и остроумно обыгрывает атмосферу 1920-х: сосуществование и противостояние старого и нового, а также особое состояние радости и относительной свободы. Это одна из немногих тойота минивэны все марки фото сохранившихся работ гринберга в кино. Помимо самого фильма, рекламных плакатов к нему, сохранилось и несколько фотокадров, сделанных на съемочной площадке — на них запечатлена сцена на пароходе. В интересе к движению, рисунку толпы людей и передаче световоздушной среды можно усмотреть сходство со знаменитой работой ключевого американского пикториалиста альфреда стиглица «третий класс» (1907), а сам сюжет и его жизнерадостная трактовка вызывают ассоциации с комедией григория александрова «волга-волга». На пароме во время съемок фильма «два друга, модель и подруга». Фот. Александр гринберг. 1927 © союз фотохудожников россии александр гринберг органично вписывается в среду художественной и научной интеллигенции, дружит со многими фотографами, художниками, операторами, режиссерами и актерами.

александр гринберг фотографии

На пересечении его деятельности в кино и фотографии стоит целая галерея сделанных им во второй половине 1920-х годов портретов артистической богемы — в частности, деятелей кино. Это и портреты актера андрея файта, оператора эдуарда тиссэ, фотографа и кинооператора даниила демуцкого, режиссера григория александрова. В целые серии можно объединить многочисленные портреты актрисы ольги третьяковой (снимавшейся в фильме «два друга, модель и подруга», где гринберг был оператором), режиссера сергея эйзенштейна. Но в этих работах гринберг отходит от того европейского понимания пикториализма, которым руководствовался раньше: здесь нет усложненных композиций, изломанных линий, манерных поз и жестов, декоративных фонов и аксессуаров. Гринберг о портретной съемке. «мне хотелось работать профессионально, в духе лучших художников импрессионистов. И я объявил как бы войну «фотонатурализму». Для смягчения резкости, устранения второстепенных деталей я дополнительно к масляному способу начал применять матовые бумаги, затем перешел к грубым, шероховатым листам». Читать далее. Сохраняется мягкий рисунок оптики и тональное богатство изображения, но акцент переносится на лицо — на саму личность модели, ее характер, душевное и эмоциональное состояние. Поразительным образом модели раскрываются перед объективом гринберга: то веселый и шебутной, то серьезный и немного грозный сергей эйзенштейн; задумчивая и загадочная ольга третьякова; роковыми красавцами предстают эдуард тиссэ и григорий александров.

александр гринберг фотографии

Это можно объяснить не только мастерством и опытом гринберга как фотографа, но и неординарностью его обаятельной личности, умением расположить модель и завоевать доверие, благодаря чему некоторые из портретируемых соглашались участвовать и в его этюдах обнаженной натуры. Стоит отдельно отметить фотографии актрисы, сценариста и режиссера маргариты барской. По-видимому, барская и гринберг познакомились в одессе в кругу режиссера петра чардынина, с которым гринберг сотрудничал в начале 1920-х и за которым в середине 1920-х годов барская была замужем. В негативах в коллекции союза фотохудожников россии сохранилось несколько ее портретов — проникновенных этюдов. Она предстает на них открытой и жизнерадостной, томной и задумчивой. В виде отпечатков в собрании мультимедиа арт музея сохранился целый ряд обнаженных этюдов барской, изысканных и нежных, но при этом сохраняющих конкретность и реализм. Эти этюды тесно связаны с двумя большими «проектами» александра гринберга, которым он посвящает всего себя в 1920-е — первую половину 1930-х годов, — это этюды, изучающие форму обнаженного тела и пластику движения. Ню в советской фотографии. В середине 1920-х годов в государственной академии художественных наук (гахн) под руководством бориса подлузского был создан фотокабинет, вокруг которого объединились фотохудожники «старой школы», и среди них гринберг. Это был как бы второй расцвет пикториализма в россии, но уже в более сдержанном виде, где сохраняется «импрессионисточность» оптического рисунка, но изображение создается чисто фотографическими способами съемки и печати, без видимого рукотворного вмешательства. К этому второму витку пикториализма относятся, помимо гринберга: юрий еремин, николай свищов-паола, николай андреев, леонид шокин, сергей иванов-аллилуев, петр клепиков, василий улитин и другие. Пристальный интерес гахн был направлен на изучение движения, способов его восприятия и отображения в пластических искусствах.

александр гринберг фотографии

Он проявился в создании «хореологической лаборатории» и организации четырех выставок «искусство движения» (1925–1928), в которых принимал участие и александр гринберг.

В 1920-е годы повсеместно в америке, европе, советском cоюзе начинает оформляться и крепнуть интерес к античной классике. В 1921 году в советскую россию приехала айседора дункан и покорила русскую публику свободной манерой танца. В художественных и научных кругах вновь пробудился интерес к пластическим искусствам античности. На фундаменте модерна (и неоклассицизма в рамках модерна), используя наработки авангарда, формируется стиль ар-деко, где классическое стало объединяющим, синтетическим началом, под эгидой которого многие мастера (в том числе и в фотографии: герберт лист, лор альбен-гийо, гарольд келлс) создают полные классических реминисценций образы. В своих этюдах движения и обнаженной натуры гринберг достигает поистине живописной виртуозности исполнения. Сделанные в студии или на открытом воздухе (зачастую фоном служат уголки подмосковных усадеб и парков в царицыно, марфино, архангельском, никольском-урюпино, кузьминках и так далее), его работы по композиции напоминают штудии художников-академистов с их почти скульптурной пластикой. Тем не менее, при всей благородной идеализации женских образов, они не кажутся искусственными или механистическими, но остаются естественными. Главной целью фотографа была эстетизация реального тела и изображение гармонии духовного и телесного начал. В его работах нет чрезмерной динамики и страстности, но вместе с тем они не кажутся и бесчувственно-холодными.

Разгром старой школы. 1920-е — это сложное и интереснейшее время, когда еще не были определены рамки, шли активные поиски и были открыты различные пути и направления дальнейшего развития советской культуры. Одновременно сосуществовали разнообразные группировки, течения, идеологии (в фотографии это были пикториализм, конструктивизм и новый советский репортаж). Примечательно, что александр родченко — представитель конструктивизма в фотографии — и пикториалист александр гринберг были соседями: жили в одном доме на мясницкой улице. Это время было поразительно богато на неординарных артистических личностей, чей творческий вклад до сих пор будоражит умы специалистов и широкой публики, но чей жизненный и творческий путь зачастую имел трагическое завершение. Примерами могут послужить и модели гринберга — ольга третьякова (в сталинские годы муж ольги александр постников, один из заместителей кагановича по наркомату путей сообщения, был убит, а ольга сослана в лагерь и там погибла) и маргарита барская (не имевшая возможности больше заниматься кинематографом, покончила жизнь самоубийством в 1939 году) и, конечно, сам александр данилович. Итоги многолетней работы мастера были представлены на знаменитой выставке «советская фотография за десять лет» (1928) — там было выставлено более пятидесяти работ гринберга. За выставкой последует дискуссия «о формализме и натурализме в фотоискусстве», в рамках которой ангажированный официальной идеологией критик леонид межеричер пишет статью «о правых влияниях в фотографии»: «снимки nu („ню“ — нагой) я бы решительно причислил к наследиям буржуазного живописного искусства. Не думаю, что это необходимо подробно доказывать.

Хотелось бы только подчеркнуть, что этот мотив оказывается весьма излюбленным как раз у тех фотографов, которые дальше всего отодвигаются от изображения современной действительности: н. Свищов-паола, м. Миловидов, ида напельбаум, ю. Еремин, а. Гринберг, д. Демуцкий, н. Власьевский, э. Бендель и другие. Причем ни в одном снимке мы не можем отметить реалистическую трактовку обнаженного тела как крепкого, пышущего здоровьем, напряженным естественным трудом или спортивным движением, примитивно-радостного, заражающего бодрым чувством. Наоборот, ему стремятся придать изнеженно-уточенные очертания, сделать его дразнящим, полуприкрытым, мерцающим, застывшим в истоме или натянуто-недвижной „выигрышной“ позе. Перед нами встают красивые бесполезные самки с зализанных полотен европейских салонов и зецессионистов, раскинувшиеся среди безделушек и тканей, предназначенные для похотливого созерцания, для обмена на деньги как в виде картины, так и в „живом“ виде»». Так начинается разгром «старой» фотографической школы.

До этого любимец богемы, признанный мастер, представляющий россию на фотографических салонах по всему миру, оказывается теперь в творческой изоляции.

Гринберг за съемкой реставрационных работ в загорске. Из собрания семьи фотографа гринберг рискнул еще раз выставить этюды обнаженного тела на выставке «мастера советского фотоискусства» (1935), в жюри которой он также состоял. Награждение александра гринберга по результатам выставки бесплатной творческой командировкой обернулось для него в начале 1936 года осуждением особым совещанием нквд ссср на пять лет исправительно-трудовых лагерей по обвинению в «распространении порнографии». Гринберг об аресте. «ввиду того, что никаких других, кроме художественных, побуждений при съёмке обнажённого тела, у меня не было, я считаю предъявленное мне обвинение в «распространении» порнографии по существу необоснованным. Всё «распространение» заключалось в том, что я дарил некоторые лучшие и вполне художественные снимки своим моделям (натурщицам)». Ходатайство о снятии судимости. Немалую роль в этом сыграл критик леонид межеричер, написавший в журнале «советское фото»: «тов. А. Гринберг ‹…› выставил несколько некрасивых голых женщин, явно не умеющих не только работать, но даже развести примус.

‹…› появление на нашей выставке голых этюдов а. Гринберга — яркий показатель того, что в советском фотоискусстве есть тенденции к некритическому освоению буржуазного наследства, к впитыванию его болезненных соков». По иронии судьбы в 1937 сам межеричер будет арестован и расстрелян как «троцкист» и «враг народа». За ударную работу на строительстве гринберга выпустят в 1939 году. Но ему так и не удастся полностью оправиться от такого потрясения — он будет вести тихую жизнь сначала в загорске, затем в москве: преподавать на курсах фотографии, заниматься прикладной съемкой для дома моделей на пятницкой и кондитерских фабрик. Многие представители «старой школы», носители традиций пикториализма и авангарда, нашли свое призвание в преподавании и общении с молодыми фотографами. Такой площадкой обмена опытом, мостом, связывающим довоенную и послевоенную советскую фотографию, стал фотоклуб «новатор». Неслучайно, что именно в этой среде появились первые коллекционеры (например, михаил голосовский), благодаря которым русская пикториальная фотография стала вновь известна широкой публике — уже в постсоветский период.